Консультация по конструктивной деятельности для воспитателей ДОУ.

Консультация по конструктивной деятельности для воспитателей ДОУ.

Консультация по конструктивной деятельности для воспитателей ДОУ.

haba-1146-new-2-1.jpg

Детское конструирование из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определённой организации может носить подлинно творческий характер.

Творчество дошкольника имеет свои особенности:

  • Дети делают множество открытий и создают интересный, оригинальный продукт в виде рисунка, аппликации, конструкции; новизна открытий и продукта субъективна.
  • Эмоциональная включенность, стремление искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Различают 3 вида конструирования в детском саду в зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции.

  • конструирование из строительных материалов;
  • конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
  • конструирование из природного материала.

Выделяют 7 форм организации обучения конструированию в детском саду:

  • Конструирование по образцу
  • Конструирование по модели
  • Конструирование по условиям
  • Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
  • Конструирование по замыслу
  • Конструирование по теме
  • Каркасное конструированием

Подробнее можно познакомиться с ними в книге Л.А. Парамоновой «Теория и методика творческого конструирования в детском саду».

В процессе конструктивной деятельности воспитатель должен учить своих воспитанников коллективно работать, предварительно вместе обсуждать замысел, четко распределять обязанности в ходе выполнения построек,                                согласовывать свою работу с действиями товарищей, оказывать помощь друг другу, доброжелательно откликаться на просьбы товарищей, быть чуткими и внимательными к их работе.

При этом следует воспитывать у детей способности мотивировать свои предложения, осмысливать предложения товарищей и умение выбрать лучший вариант, отказавшись от своего, если он окажется не совсем удачным.

 

ЗНАЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ

  • У детей развивается мышление, память, воображение и способность к творчеству.
  • Формируются обобщенные представления об окружающих предметах, дети учатся обобщать предметы по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования.
  • Дети начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.
  • Формируются важные качества: умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.
  • Ребенок уже в состоянии, как отмечает Н. Н. Поддьяков, «анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата».
  • Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

 

Исходя из задач создают условия для развития конструктивной деятельности у детей своей возрастной группы с учётом их возрастных особенностей.

 

 

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА (от 4 до 5 лет)

Задачи

  • Привлечение внимания детей к различным зданиям и сооружениям вокруг их домов, детского сада, выделяя их части, называя их форму и расположение по отношению к самой большой части.
  • Развитие способности различать и называть строительные детали; использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развитие умения устанавливать ассоциативные связи.
  • Развитие умения анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга.
  • Развитие умения самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции.
  • Сооружение детьми построек из крупного и мелкого строительного материала, использование деталей разных цветов для создания и украшения построек. Развитие представлений об архитектурных формах.
  • Развитие исследовательской деятельности детей, оказание помощи в оформлении ее результатов и создание условий для ее презентации сверстникам. Привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка.

 

 

 

 

СТАРШАЯ ГРУППА (от 5 до 6 лет)

Задачи

  • Развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции.
  • Закрепление умения выделять основные части и характерные детали конструкций; анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
  • Знакомство с новыми деталями: разнообразными по форме и величине. Закрепление умения заменять одни детали другими.
  • Формирование умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
  • Закрепление умения строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
  • Развитие умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
  • Создание условий для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.
  • Развитие проектной деятельности исследовательского типа. Организация презентации проектов. Формирование у детей представлений об авторстве проекта.
  • Создание условий для реализации проектной деятельности творческого типа.
  • Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Задачи

  • Формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям, поощрение желания передавать их особенности.
  • Развитие умения видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
  • Поощрение стремления самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа сооружений.
  • Закрепление навыков коллективной работы: умения распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
  • Развитие умения сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).
  • Формирование умения определять, какие детали больше подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; планировать процесс возведения постройки.
  • Закрепление умения сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).